Татьяна Черниговская: «Как научить мозг учиться»
Мозг обучается всегда, даже когда мы не обращаем на это внимание!
Конспект лекции дважды доктора наук — Татьяны Черниговской. О тренировке…
Мозг обучается всегда, даже когда мы не обращаем на это внимание! Конспект лекции дважды доктора наук — Татьяны Черниговской. О тренировке мозга. И не только!
- Когда-то считалось, что неандертальцы — тупиковая ветвь, и мы им — не родня. Когда секвенировали геном неандертальца, оказалось, что вполне себе родственники.
- Еще фанфакт: несколько видов homo жили одновременно, например, с неандертальцами. Если размышлять об этом с точки зрения результата в виде нас с вами, то можно представить, что тогда одновременно жило несколько видов, каждый из которых до нас в чем-то не дотягивал.
- Плюс сравнительно недавно на Алтае был обнаружен Денисовский человек. Нашли фалангу пальца девочки 13 лет, секвенировали и выяснилось, что это и не неандерталец и не человек (в значении гомо сапиенс), а нечто другое.
- Важными отличиями человека от других животных является язык и сознание.
- Мы постоянно имеем дело не только с самими объектами, но и с символами.Вот, допустим, на столе стоит стакан. Зачем его называть «стаканом»? Зачем его рисовать?Кажется, у человека есть то, что можно назвать «страсть к дублированию мира».
- Рассказала, что Лотман, с которым она общалась, говорил, пока Тургенев не описал «лишних людей» их и не было. Барышни не падали в обморок, пока это не было описано в литературе и т. п.
Как искусство влияет на мир?
- У нас в голове вообще есть совсем абстрактные вещи: математика, музыка, время.
- Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.
- Важно понять, что мы зависим от нашего мозга на все 100%. Да, мы смотрим на мир «своими глазами», что-то слышим, что-то ощущаем, но то, как мы понимаем это все, зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как. По сути, мы вообще не знаем, что такое реальность на самом деле. Или как видит и ощущает мир другой человек? А мышь? А как видели мир шумеры?
- Мозг знает, как учиться и понимает, как он это делает, но не объясняет этого нам. Если бы понять — мы бы по-другому учились.
Чему нужно учить молодежь в школах и ВУЗах?
Возможно, стоит учить больше не наборам фактов, а тому, как добывать информацию. Важные вопросы:
- Как научиться учиться?
- Как научиться контролировать внимание или память?
- Как научиться правильно классифицировать и упаковывать информацию?
— Мозг — не решето! Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в папке «Другое».
Если хотите что-то запомнить…
— Нужно выучить и заснуть!
Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, и происходит это только во время сна.
ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
6534