Татьяна Черниговская: «Как научить мозг учиться»
Мозг обучается всегда, даже когда мы не обращаем на это внимание!
Мозг решает всё сам или нет?
— Ее на лекциях часто спрашивают:
«Вы так говорите о мозге, как о чем-то отдельном, вы с себя с мозгом не отождествляете?»
Отвечает:
«Нет».
Есть исследования, которые показали, что четко есть два разных момента:
- один, когда решение принято мозгом;
- второй, когда мы что-то с этим сделали. Мозг сам все решает и по пути создает иллюзию, что мы что-то контролируем.
Мозг — огромное хранилище
- На данный момент науке уже довольно много известно о нейронах и их свойствах. Все больше начинаем понимать нейронные сети.
- В мозге есть хранилище на 2,5 петабайт. Это примерно 3 миллиона часов сериала.
- Маленькие дети не умеют врать потому, что думают, что все остальные знают точно то же самое, что знают они, и врать бесполезно. Когда ребенок начинает врать — это своего рода левелап.
- Полезно учить мозг смотреть на мир глазами других людей. Способность строить модель «другого» дает поведенческое преимущество.
Мозг животных: на что похож и как работает?
- У ворон, а точнее даже у врановых в целом, мозг довольно похож на мозг приматов по уровню развития. Вороны узнают свое отражение.
- Обезьяны успевают заметить порядок чисел и быстро в правильном порядке нажимать квадратики, под которыми числа скрываются. Вот видео:
- Мозг дельфинов тоже мощно развит. Пошутила, что еще неизвестно у кого лучше — у нас или у них. Говорит, что часто в ответ доносится «Но они же не построили цивилизацию!». Но какая разница, когда они могут спать отключая только одно полушарие и продолжая бодрствовать, обладают иронией, своим языком, живут счастливыми жизнями, всегда сыты, не имеют совсем опасных врагов и далее по списку.
- И еще был знаменитый попугай Алекс. Он знал порядка 150 слов, отвечал на вопросы, отличал цвета и размеры объектов, слова и буквы:
Как технологии влияют на мозг?
- С появлением внешних хранилищ информации, с одной стороны, сложнее стало учиться ими пользоваться, с другой — достаточно базовых технических навыков, чтобы просто иметь доступ к информации в Интернете, например.
- Современная тенденция, что дети сходу играют в айпады — опасна. Развивать мелкую моторику очень важно, в том числе для того, чтобы ребенок начал говорить. Поэтому пластилин и все такое по-прежнему актуальны.
- В одном из Древних Китаев на руководящие должности было всего два экзамена: каллиграфия и стихосложение.
- Много интересных исследований сейчас происходит благодаря технологиям brain imaging (или neuroimaging). Но возник вопрос: «Как правильно трактовать эти изображения?» и все больше математиков и аналитиков подключились к задачам нейронаук.
- На картах мозга, в частности, видно быстро или медленно будет обучаться ребенок.
- До сих пор не очень понятно, каким образом в мозге хранятся языки, слова, их значения. При этом есть патологии, когда люди не помнят существительные, но помнят глаголы. И наоборот.
ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
6535